информационная линия

(017) 2-003-003

(017) 296-46-70

(017) 220-39-39

Главная // Дети и слух // Лечение и реабилитация детей с нарушениями слуха

Лечение и реабилитация детей с нарушениями слуха

Врач в зависимости от диагноза назначает лечение или реабилитационные мероприятия. Если снижение слуха обратимое, то врач назначает консервативное лечение. Если показано хирургическое  лечение, то ребенок направляется  в отделении оториноларингологии.

При необратимом снижении слуха, когда ребенку недостаточно слуха для общения, развития речи проводят реабилитационные мероприятия.


Реабилитация включает в себя коррекцию слуха с помощью цифрового слухового аппарата или кохлеарной имплантации, занятия с сурдопедагогом, логопедом. Для успешной реабилитации детей с нарушением слуха необходимо проинформировать родителей о возможностях слухопротезирования (кохлеарной имплантации), а также о значении их активного участия в процессе реабилитации ребенка.

Если слуховой аппарат не эффективен, то при наличии показаний выполняют кохлеарную имплантацию.

Исследования показывают, что, за исключением детей с очень тяжелой потерей слуха, языковое развитие слабослышащего ребенка можно сравнить с языковым развитием нормально слышащего ребенка, если слабослышащий ребенок получил слуховые аппараты на раннем этапе развития.

После слухопротезирования или кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия с сурдопедагогом, который учит ребенка слышать звуки, понимать их смысл и начинать говорить. Обязательно в процессе обучения должны участвовать родители ребенка. 

Особые требования к сурдопедагогу возникают при работе с тугоухим ребенком  между 1 и 3 годами жизни. Это-«золотой возраст развития речи», характеризующийся склонностью к разговору, сознательным восприятием звуковой информации, способностью концентрировать слуховое внимание. Ребенок, потерявший слух в период от двух до четырех лет жизни, также требует после протезирования специального сурдопедагогического, логопедического и психологического обучения, чтобы удерживать на определенном уровне навыки использования речи.

Особенности детского слухопротезирования

  1. Тщательное и неоднократное аудиологическое обследование до получения исходных данных. Использование методов объективной аудиометрии (регистрация отоакустической эмиссии, регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов).  После проведения первичной настройки через несколько дней необходимо провести повторный осмотр ребенка слухопротезистом для того чтобы убедиться в правильности настройки. 
  2. Использование цифровых слуховых аппаратов. Цифровые слуховые аппараты можно настроить индивидуально под слух ребенка.
  3. Бинауральное слухопротезирование (на оба уха)  позволяет улучшить разборчивость речи в шуме,  улучшить локализацию звука.
  4. Использование заушных моделей цифровых слуховых аппаратов. Заушные модели просты в использовании, имеют большой диапазон настройки, в отличие от внутриушных моделей не требуют замены корпуса при изменении размеров наружного слухового прохода.
  5. Использование индивидуального ушного вкладыша. Индивидуальный вкладыш делает ношение слухового аппарата более удобным, менее заметен чем стандартный вкладыш, препятствует возникновению свиста обратной связи, улучшает восприятие звука.
Минск Витебск Гродно Гомель Могилев Бобруйск Брест Барановичи Мозырь